Документы АП КО


>>> Скачать документ одним файлом <<<


 

«По обращению Коллегии адвокатов «Регионсервис» № 9

о даче разъяснения в порядке пункта 4 статьи 4 КПЭА»

 

Совет Адвокатской палаты Кемеровской области (далее – АП КО) рассмотрел обращение (исх. № 61 от 14.02.2014, вх. № 124 от 14.02.2014) Рыбакова Дениса Валериевича – председателя Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис» г. Кемерово, Кемеровской области № 9» (сокращенное наименование: Коллегия адвокатов «Регионсервис» № 9, далее – Коллегия либо КА № 42/9) о предоставлении разъяснения о способах реагирования Коллегии на попытки давления со стороны Администрации Кемеровской области на адвокатов Коллегии в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, а также по фактам распространения в средствах массовой информации (СМИ) недостоверной информации в отношении Коллегии и ее адвокатов, о реализации полномочий АП КО по защите прав адвокатов. К обращению прилагаются копии публикаций.

Сопредседатель Коллегии Учитель Сергей Юрьевич, присутствующий на заседании Совета, подробно изложил сложившуюся вокруг КА № 42/9 ситуацию, поддержал доводы обращения и пояснил следующее:

24 января 2014 года в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Кемеровской области в сети «Интернет» появилось обращение Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева в адрес председателя Арбитражного суда Кемеровской области В.М. Суворова и ряда руководителей силовых структур Кемеровской области с просьбой дать правовую оценку деятельности Коллегии адвокатов «Регионсервис», а также не допустить тяжких последствий для Кемеровской области в связи с рассмотрением ряда споров в отношении ООО «Угольная компания «Заречная». На прилагаемом к обращению компакт-диске с бюджетным посланием Губернатора Тулеева А.Г. на 2014 год, начиная с 1 ч. 38 минуты 37 секунды и до 1 ч. 39 мин. 56 секунды, так же публично дается отрицательная оценка деятельности Коллегии и ее адвокатов, как работа, направленная против бюджета Кемеровской области, проводятся аналогии с совершением преступных деяний, например хищение чужого имущества. По факту данного обращения Коллегией официально размещен в СМИ (на сайте Коллегии – 06.02.2014, и на сайте ИА «Интерфакс» – 07.02.2014) пресс-релиз с анализом нормативно-правовой базы по сложившейся ситуации и указанием на подготовку обращения на имя Генерального Прокурора РФ Чайки Ю.Я. с просьбой: дать правовую оценку внепроцессуальному обращению Губернатора Кемеровской области на предмет соблюдения действующего российского законодательства и, тем самым, не допустить давления на суд и адвокатов Коллегии.

На основании представленного обращения, с указанными приложениями к нему,                            и пояснений Сопредседателя Коллегии Учителя С.Ю. Совет АП КО считает необходимым признать доводы обращения обоснованными и требующими публичной реакции адвокатского сообщества Кузбасса (в лице Совета АП КО) на предпринятые в отношении адвокатов Коллегии действия.

 

Рядом нормативных актов международного права установлены гарантии осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности, такие как:

во-первых, гарантия исполнять все профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства – подп. «а» п. 16 Основных положений о роли юристов (ООН) (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Гаване);

во-вторых, невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами – подп. «б» п. 16 Основных положений о роли юристов (ООН) (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Гаване);

в-третьих, адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей – п. 18 Основных положений о роли юристов (ООН) (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Гаване);

Также статьей 48 Конституции Российской Федерации гарантирована квалифицированная юридическая помощь, оказанием которой профессионально занимаются адвокаты.

Гарантии независимости адвоката также закреплены Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 63-ФЗ), где в статьях 1-3 провозглашена независимость адвоката от органов государственной власти России, как основа его профессиональной правовой деятельности, а в статье 18 ФЗ № 63-ФЗ четко прописаны сами «гарантии независимости адвоката».

Аналогичная позиция выражена российским адвокатским сообществом в Резолюции «О нарушении профессиональных и социальных прав адвокатов», принятой 22.04.2013 VI-м Всероссийским съездом адвокатов, в которой также указывается на недопустимость нарушений прав адвокатов со стороны государственных органов, а также посягательств на независимость и корпоративное самоуправление адвокатуры.

Профессиональной обязанностью адвоката является соблюдение Конституции Российской Федерации, требований Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ФЗ № 63-ФЗ), норм Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I-ым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (с изменениями и дополнениями, утвержденными II, III и VI Всероссийскими съездами адвокатов 08.04.2005, 05.04.2007 и 22.04.2013 соответственно, далее – КПЭА), требований процессуального законодательства и др.

 

В соответствии с пунктом 1 ст. 18 КПЭА: «Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и  адвокатуре и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом».

 

Оснований для применения мер дисциплинарной ответственности к адвокатам Коллегии не имеется в связи с отсутствием нарушений адвокатами Коллегии требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и КПЭА.

АП КО констатирует отсутствие официальных обращений в Совет и иной информации, являющейся основанием для негативной оценки профессиональной деятельности Коллегии и для возбуждения дисциплинарных производств в отношении адвокатов – членов Коллегии. Напротив, свои обязанности адвокаты Коллегии исполняют надлежащим образом, добросовестно отстаивают права своих доверителей. Профессиональные достижения адвокатов – членов Коллегии адвокатов «Регионсервис» № 9 и их заслуги в области защиты прав, свобод и законных интересов доверителей неоднократно отмечались Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) и Адвокатской палатой Кемеровской области (АП КО) имеющимися мерами поощрений.

 

Данные факты свидетельствуют о том, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокаты Коллегии соблюдают требования подпунктов 1 и 4 п. 1 ст. 7 ФЗ № 63-ФЗ, п. 1 ст. 8, подпункта 2 п. 1 ст. 9 КПЭА, оказывают квалифицированную юридическую помощь доверителям (включая индивидуальных предпринимателей) в целях защиты их прав, свобод и интересов, отстаивают права и законные интересы доверителей честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами, не занимают по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и не действуют «вопреки его воле», руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом (КПЭА).

При этом Совет АП КО отмечает, что со стороны органов исполнительной власти региона и отдельных СМИ осуществляются действия, посягающие на независимость адвокатов Коллегии.

Из прилагаемых (к обращению Коллегии в АП КО) публикаций в прессе и сети «Интернет» следует, по мнению Совета, что некоторыми СМИ вводятся в заблуждение органы исполнительной власти региона, правоохранительные органы и население Кемеровской области, а также и предпринимаются очевидные попытки умаления деловой репутации Коллегии, чести и достоинства входящих в ее состав адвокатов из-за осуществления ими своей профессиональной деятельности на высококвалифицированном уровне.

Такого рода действия, затрагивающие честь, достоинство и деловую репутацию адвокатов Коллегии, свидетельствуют о  том, что инициаторы и исполнители таких действий не учитывают требования действующего законодательства, которые определяют правовую основу адвокатуры в России и регулируют не только адвокатскую деятельность, но и содержат требования к органам государственной власти, которые в силу норм п. 3 ст. 3 ФЗ № 63-ФЗ: «обеспечивают гарантии независимости адвокатуры».

Кроме того, подобные действия нарушают конституционный принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и являются прямым вмешательством в деятельность судебной системы РФ.

Форма и содержание публикаций в прессе и сети «Интернет», прилагаемых к обращению, подтверждают тот факт, что предпринятые в отношении адвокатов Коллегии голословные обвинения ничем не подтверждаются и не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Совет АП КО считает профессионально оправданным и достойным дистанцирование Коллегии от публичного некорректного вмешательства в дела ее адвокатов и в вопросы частной жизни их близких. Вместе с тем, это не умаляет право адвокатов и Коллегии в целом, на реализацию цивилизованных, правовых способов защиты чести, достоинства и деловой репутации.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 1-3, подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 7, ст.ст. 8, 18, 31 ФЗ № 63-ФЗ, пунктами 1-6 ст. 6, подпунктами 2 и 4 п. 1 ст. 9 КПЭА, Регламентом Совета АП КО, утвержденным решением Учредительной конференции адвокатов Кемеровской области от 01.11.2002,

 

Совет Адвокатской палаты КО

Р Е Ш И Л:

 

1. Признать недопустимым и нарушающим независимость адвокатуры, как института гражданского общества, вмешательство в профессиональную деятельность Коллегии адвокатов «Регионсервис» № 9 посредством публичных выступлений (заявлений, обращений) со стороны должностных лиц органов исполнительной власти Кемеровской области, а также публикацию недостоверных сведений в СМИ, порочащих правомерную и высококвалифицированную профессиональную деятельность Коллегии и ее адвокатов.

 

2. Обратить внимание руководителей государственных структур и СМИ на требования пунктов 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 63-ФЗ о необходимости соблюдения принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов, на которых действует адвокатское сообщество, а также обеспечение органами государственной власти гарантий независимости адвокатуры.

 

3. Разъяснить Коллегии адвокатов «Регионсервис» № 9 и ее членам возможность обращения в судебном порядке – по вопросу о защите чести, достоинства и деловой репутации и в правоохранительные органы – по вопросам нарушения действующего законодательства органом исполнительной власти в регионе и СМИ.

 

4. Разместить на сайте АП КО и направить обращение Коллегии и настоящее решение в ФПА РФ и Администрацию Кемеровской области.

 

 

 

 

Президент Адвокатской палаты КО,

Заслуженный юрист РФ                                                                                       М.Н. Шапошников



1.             Пресс-релиз Администрации Кемеровской области от 23.01.2014, размещенный 24.01.2014 на сайте АКО

(http://www.ako.ru/PRESS/viewtext.asp?C96623=On) – на 1 л.;

2.   Письмо от 24.01.2014 № 10-60/304 Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева на имя председателя Арбитражного суда Кемеровской области В.М. Суворова (http://www.kemerovo.arbitr.ru/node/14206) – на 2 л.;

3.   Статья «Аман Тулеев сорвал повязку с местной фемиды», размещенная в ИА «Росбалт»

(http://www.rosbalt.ru/federal/2014/02/04/1229104.html) – на 2 л.;

4.   Статья «Шапочный бизнес «Регионсервиса» – на 1 л.;

5.   Компакт-диск с бюджетным посланием Губернатора Тулеева А.Г. на 2014 год

(http://www.sndko.ru/news_event_a/4363.html), см. начиная с 1 ч. 38 минуты 37 секунды и до 1 ч. 39 мин. 56 сек.;

6.   Пресс-релиз Коллегии адвокатов "Регионсервис" от 06.02.2014

(http://www.interfax-russia.ru/pressrel.asp?id=471650).

 

В соответствии с требованиями пункта 1 ст. 1 ФЗ № 63-ФЗ: «Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию».

В пункте 1 ст. 2 ФЗ № 63-ФЗ указано: «Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам».

В ст. 3 ФЗ № 63-ФЗ указано следующее:

«1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации».

В статье 18 ФЗ № 63-ФЗ указано:

«1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

4. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

5. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством».

В силу требований подпунктов 1 и 4 пункта 1 ст. 7 ФЗ № 63-ФЗ: «1. Адвокат обязан: 1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;… 4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции».

Согласно пункту 1 ст. 8 КПЭА: «При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан:1) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом…».

Согласно подпункту 2 п.1 ст. 9 КПЭА: «1. Адвокат не вправе: … 2) занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле».

Отправлено: 07-03-2014